Логопед, услуги логопеда в Томске

Логопед
 
Речь ребенка очень чувствительна и имеет большой потенциал для развития, поэтому крайне важно не упустить время и скорректировать ее нарушения, чтобы не случилось закрепления эффекта в более позднем возрасте.
 
Все процессы в детской психике тесно связаны между собой, и развития речи влияет на созревание мышления, формирование навыков письма и чтения и навыков становления интеллектуальных способностей. 
 

Обратитесь к логопеду если:

1. в 2 года ребенок не говорит совсем или говорит крайне мало и односложно;
2. в возрасте 3 лет говорит невнятно, неразборчиво, не согласовывает слова между собой;
3. у ребенка наблюдается нарушение плавности речи, наблюдается заикание;
4. у ребенка маленький словарный запас для его возраста;
5. к моменту поступления в первый класс ребенок имеет трудности звукопроизношения;
6. в младшей или средней школе у ребенка проблемы с письмом и/или чтением.
 
После обследования логопед составит индивидуальную программу, которая поможет сделать речь ребенка грамотной и красивой, а также даст упражнение для развития речи ребенка.
 
При необходимости специалист может написать заключение по результатам логопедического обследования для поступления в детский садик, школу или иное учреждение.
 
Ни один ребёнок не рождается с готовой, правильно поставленной речью. Процесс овладения ею имеет постепенный характер и сопряжён с множеством трудностей, как для ребёнка, так и для его родителей. 
Всё начинается с того что ребёнок осваивает умение отчетливо и без ошибок выговаривать звуки родного языка, затем соединять звуки в слова, связывать их между собой в предложения и наконец,  ясно и в правильной последовательности выражать свои мысли. Но не всегда всё происходит именно таким образом, нередко речевое развитие отмечается задержкой или нарушается в связи с особенностями развития ребёнка.
 Именно в таких случаях нужна квалифицированная помощь логопеда.
 
Логопед это специалист, который ликвидирует разнообразные расстройства речи у детей. Работа логопеда не ограничивается постановкой звуков, она комплексна и подразумевает развитие внимания, восприятия, памяти, мышления и моторики детей, т.е. всех составных частей, необходимых для полноценного образовательного процесса. Задачи логопеда можно кратко охарактеризовать следующим образом: расширять и обогащать словарный запас у детей, развивать их связную речь, обучать грамоте, исправлять грамматические ошибки в речи.
 
Логопед комплексно изучает уровень речи ребёнка. То есть в соответствии с его возрастом оценивает правильность произнесения звуков, количество слов в словаре, правильность построения фраз, коммуникативные умения. У детей школьного возраста, дополнительно к вышесказанному, логопед оценивает навыки грамотного письма и беглость чтения. Выясняется уровень развития образного мышления. Логопед выявляет степень умения ребёнка ориентироваться в пространстве, его способности к конструированию, рисованию, логическому мышлению и последовательному выражению своих мыслей. Также следует заметить, что специалист уделяет большое  внимание изучению игр ребёнка. Так как игры это неотъемлемая часть детской жизни и ведущая деятельность детей, их разнообразие и богатство могут о многом рассказать компетентному специалисту. Эмоциональное развитие ребёнка и его желание взаимодействовать с людьми также имеет большое значение для становления речевых навыков.
 
 Учитель логопед поможет ребёнку справиться со следующими речевыми нарушениями:
  • не правильное произнесение звуков (это бывает при дислалии и дизартрии);
  • нарушен ритм и темп речи (характерно для заикания);
  • речевые нарушения, возникшие в результате слуховых расстройств;
  • неправильный прикус;
  • речь недоразвита или её нет совсем (типично для алалии и афазии).
 
Логопед для ребёнка это самый первый врач при поступлении и переходе его в дошкольные или учебные заведения, так как любой, очень сильный стресс, вызванный этими событиями,  может спровоцировать речевые проблемы. Без своевременной помощи логопеда ребёнок может оказаться не подготовленным к школьному обучению, а это повлечёт за собой ряд новых проблем.
 
На уроках логопеда дети развивают подвижность артикуляционного аппарата, работают со звуками, выполняют упражнения на формирование фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.  Отличительной особенностью всех занятий является игровая форма, в которой они проводятся. В течение занятия логопед применяет речевые игры, яркие игрушки, вызывающие у детей живой интерес. Именно игровая форма занятий необходима для положительного результата, так как игра для детей основной вид деятельности.
 
Детям, имеющим физические или интеллектуальные отклонения в развитии, может помочь дефектолог - логопед. Его область компетенции шире, чем у логопеда. Дефектолог-логопед борется с физическими и психологическими проблемами, которые могут являться причинами речевых расстройств. Как правило, преодолению физических проблем помогают комплексы специальных упражнений, в то время как психологические корректируются с помощью специальных методик.
 
Дефектолог-логопед может помочь даже при сложных нарушениях речевого аппарата, детям с низким уровнем слуха, зрения, интеллекта, нарушениями центральной нервной системы и т.д. В занятиях с такими детьми используются упражнения по обучению самообслуживанию и самостоятельности, улучшению коммуникативных способностей.
 
Детям с речевыми нарушениями очень часто необходима психологическая коррекция. В этом случае на помощь придёт логопед психолог. Он оказывает воздействие на ребёнка сразу в двух направлениях, т.е. работает не только
 с речевыми расстройствами, но и с их психологическими причинами. Тёплым, дружеским отношением и вниманием к ребёнку он налаживает доверительные связи с ним, а это в свою очередь благотворно влияет на результаты 
 всей работы в целом. Ребёнок, чувствуя заботу и понимание,  раскрывается перед специалистом, перестаёт стесняться своей проблемы.
 
Вся коррекционная работа основана на особенностях ребёнка и ведётся со всеми присущими ему психологическими нарушениями в целом, посредством разнообразных и интересных методик. В результате процесс лечения проходит в лёгкой и ненавязчивой форме и достигает своей цели.
 
Обращаться к детскому логопеду нужно в период активного формирования речи и чем раньше вы это сделаете, тем лучше для вашего ребёнка, так как с возрастом подобные проблемы всё меньше поддаются коррекции. 
Речевые расстройства у детей дошкольного возраста возникают довольно часто и в большинстве случаев требуют консультации специалиста.
 
Во время диагностики логопед определит основные причины речевых нарушений и при необходимости направит ребёнка к соответствующему специалисту, который сможет оказать квалифицированную помощь ребёнку.
 При комплексном подходе значительно возрастут шансы на успех.
 
 
Возрастные нормы речевого развития дошкольников  с 0 до 7 лет.
Доречевой период
I этап (0-3 месяца) характеризуется развитием эмоционально-выразительных реакций; 
II этап (3-6 месяцев)  -  время появления голосовых реакций, гуления, лепета; 
III этап (6-10 месяцев)  -  начало развития понимания речи, активного лепета; 
IV этап (10-12 месяцев)  -  время появления первых слов.
3-6 месяцев
Этапы лепета:
I этап  -  переданная по наследству программа артикуляционных движений реализуется независимо от слуха ребенка в виде гуления, лепета; 
II этап - в лепет включаются механизмы аутоэхолалии; 
III этап - в лепет включаются механизмы эхолалии.
6-7 месяцев
К шести месяцам ребенок начинает обозначать предметы и действия (мам, ма, бу, гу), а к семи месяцам звуками обозначает потребности, действия, явления. Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. 
От 7-8 месяцев до года
Артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Длина цепочек лепетных слогов в возрасте 8 месяцев максимальна и составляет около 4-5 сегментов. Затем среднее количество сегментов цепи уменьшается до 2-5, что соответствует среднему числу слогов в словоформах русской речи  -  2-3.
 
8-9 месяцев Первоначальные лепетные цепи из стереотипных вокализаций (а - а - а и т.п.) сменяются цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом (тя  -  тя  -  тя и т.д.).
В 9-10 месяцев
Появляются цепи из сегментов со стереотипным шумовым началом и меняющимся вокальным концом (те - тя - те). Формируется более высокий уровень коммуникативно-познавательной активности. Все это стимулирует скачок в мотивационной сфере ребенка. Осуществляя эмоциональное взаимодействие с ребенком, мать систематически обращает свое внимание на различные объекты окружающей действительности и тем самым выделяет их голосом, своими эмоциями.
К 11 месяцам
Появляются цепи с меняющимся шумовым началом (ва  -  ля, ди  -  ка, дя  - на, ба  - на  - па, э  - ма  -  ва и т.д.). При этом какой-либо один слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Вероятнее всего, так в доречевых средствах общения закладывается ударение.
1 год
В 1 год ребенок способен произносить 8-12 слов. В речи появляется однословное предложение и предложения из нескольких слов-корней (бух, би-би, му, мяу, ди, моко и др.). К концу первого года жизни ребенка появляются  первые слова, в большинстве своем состоящие из парных одинаковых слогов: баба, папа, мама, ляля и др. В процессе развития речи происходит как бы повторение тех этапов образования артикуляционных дифференцировок, которые имели место в лепете. Ведущий вид деятельности -  эмоционально-положительное общение с взрослым. 
2 года
Ребенок усваивает основное значение предметов, опыт социального поведения, накапливает знания об окружающем мире, формируется активный и пассивный словарь. Происходит смена ведущей формы деятельности на предметно-действенное общение с взрослым. Ребенку в 2 года для произношения доступны следующие звуки: о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф. К 3 годам к ним присоединяются й, л’, э, с’. К концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, появляется фраза из двух трех слов.
3-4 года
Происходит интенсивное развитие речи. В 3 года словарный запас дошкольника может достигать свыше 1000 слов. Он постепенно увеличивается, совершенствуется. Практически у всех детей наблюдаются недостатки произношения, ребенок задает много вопросов и может выучить короткие стихи. В 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки ы, с з, ц. Ведущей формой деятельности становится игра. 
4-5 лет
В возрасте от 3 до 5 лет появляются звуки ш, ж, ч, щ, л, р, р’. В 5 лет у ребенка проявляется способность к монологической речи, ребенок может составить короткий пересказ прочитанного. Считается нормальным, если ребенок в этом возрасте много фантазирует или разговаривает сам с собой.  Речь пятилетнего ребенка четкая и ясная, богатый словарный запас делает ее похожей на разговор взрослого человека. Словарный запас пятилетнего ребенка превышает две тысячи слов.  
5-6 лет
Большинство детей произносит звуки без искажений, умеет вести диалог и четко высказывать свои желания. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать около 3000 слов. Пассивный словарь обычно больше активного. Корней Иванович Чуковский называл детей дошкольного возраста гениальными лингвистами, а сам феномен овладения ребенком родным языком в столь короткий промежуток времени (в период раннего детства)  автор знаменитой книги «От двух до пяти» считал «одним из величайших чудес детской психической жизни».
6-7 лет
Многие дети в этом возрасте умеют читать, считать, решать простые задачки на логику. К 7 годам ребенок правильно строит любые предложения, произносит любые звуки. Словарный запас семилетнего ребенка составляет около 3500 слов. В возрасте 6–7 лет для большинства детей игра – по-прежнему основной вид деятельности. Однако очень скоро учебная деятельность станет ведущей.