Речевые нарушения

Следует для начала отметить, что фонематическое восприятие – это способность  различить  особенности  и  порядок  звуков,  чтобы воспроизвести их в устной речи. Формируется оно в  период  от  года  до  четырёх  лет. 
 
ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие)  — это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков). Интеллект и биологический слух  у ребёнка при таком нарушении сохранны. 
 
Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более лёгкими ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр. Например: «фыфка», «сыска», «хыхка» вместо «шишка») Также отмечается перестановка звуков и слогов («копа» вместо «пока»; упрощение слоговой структуры слова («пувица» вместо «пуговица»). Для ФФН характерно нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по  инструкции  изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже  слово  в  разном контексте или при повторении  произносит  различно.
 
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны,  отрицательно влияет на становление  детского  звукопроизношения,  с  другой  –  тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа,  без  которых  полноценное чтение и письмо невозможны. Письменная   речь формируется   на   основе   устной,   и   дети,   страдающие   недоразвитием фонематического    слуха,    являются    потенциальными    дисграфиками    и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
 
Основные задачи логопедической работы при ФФН: 
  • Формирование звукопроизношения; 
  • Развитие фонематического слуха; 
  • Подготовка к обучению грамоте. 
Ребёнок учится правильно произносить и различать все фонемы (звуки) родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, а также правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, рассказывать и пересказывать тексты и многому другому. 
 
Коррекционно-развивающие занятия  предполагают  получение детьми определённых знаний об окружающем мире и расширение словаря, выработку речевых умений и навыков коммуникации, соответствующих определённому возрастному этапу. Параллельно идёт развитие высших психических функций: памяти, мышления, восприятия, внимания. 
 
Общее недоразвитие речи (ОНР)
 
ОНР - это прежде всего системное недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты речи: и лексика, и грамматика, и фразовая речь. При этом остается в норме физический слух и интеллект. 
 
Левина Р.Е. выделяет 3 уровня ОНР, хотя практика показывает, что между уровнями нет четких границ. Главное, что в основу деления (по Левиной) положен уровень развития фразовой речи, а также Т.Б. Филичева выделила четвёртый уровень ОНР.
 
Характеризуя уровни речевого развития, Р.Е. Левина выделяет такие особенности воспроизведения слоговой структуры слова:
 
I уровень. "Безречевые" дети
- Лепетные слова, звукоподражания. В самостоятельной речи таких детей преобладают одно- и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов (кубики – «ку»). Одно слово у них может обозначать разные понятия, действия и предметы (например, «пат» - это и «спать», и «ночь», и «кровать») Для уточнения ребенок широко использует мимику и жесты. Грамматически слова не оформлены. Фразы нет.
 
II уровень
Дети могут воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным. Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слове. Словарный запас больше, но в словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются неправильные формы. "Мися. Пать. " - на картинке медвежонок спит в кровати. Для этого уровня характерны грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах («дя банан» -  «два банана»). Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова. В целом ребёнок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине возможен только при помощи наводящих вопросов, строится примитивно, короткими фразами. Отсутствуют в речи предлоги, частицы и союзы. 
 
III уровень
Полная слоговая структура слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса – «кобалса»). Нарушение слоговой структуры встречается значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов. Хороший словарь бытовых слов, однако с трудом усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщения (огурчик, помидор, капуста - ребенок показывает и называет, но назвать одним словом "овощи" не может), характерна замена слов близлежащими: детеныша собаки называет собачонкой. В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной форме - неправильное употребление суффиксов, при счете - ошибки в окончаниях слов.  На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги. Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение.
 
К дефектам у детей IV речевого недоразвития относят не очень внятную дикцию, вялую артикуляцию – то, что учителя иногда называют «кашей во рту». Т.Б. Филичева, характеризуя типы нарушения слоговой структуры, отмечает, что такие дети производят на первый взгляд вполне благополучное впечатление. Понимая значение слова, ребёнок не удерживает в памяти его фонетический образ. Следствие – искажение звуконаполняемости в разных вариантах: 
 
1) персеверации (библиотекарь – «блиблиотекарь»)
2) перестановки звуков в слове и слогов (пиджак – «пиждак»)
3) элизии (бегемот – «бимот»)
4) парафазии (мотоциклист – «мотокилист»)
5) в редких случаях – опускание слогов (велосипедист – «велопедист»)
6) добавление звуков и слогов (овощи – «вовощи»).
 
Недоразвитие речи влияет на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, низкий уровень словесно-логического мышления. Поэтому для преодоления ОНР (любого уровня) необходимы совместные усилия и логопеда, психолога, а также активная поддержка родителей.
 
 
Алалия - системное недоразвитие речи, возникшее в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде, т.е. когда ребёнок ещё не овладел речью как средством общения.
 
Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.
 
Система коррекционной работы при алалии:
 
Воздействие направлено на всю систему речи:
  • Логопедический массаж (губ, щек, языка) (при необходимости зондовый массаж)
  • Расширение и уточнение словаря
  • формирование фразовой связной речи
  • коррекция звукопроизношения
  • вызвать потребность в звуках
  • дифференциация речевых и неречевых звуков.
 
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга. 
 
  • Классификация афазии:
  • Акустико-гностическая афазия 
  • Акустико-мнестическая 
  • Семантическая афазия 
  • Афферентная моторная
  • Эфферентная моторная 
  • Динамическая 
 
Система коррекционной работы при афазии:
  • Логопедический массаж (губ, щек, языка) (при необходимости зондовый массаж)
  • имитация звуков в игровой форме (восстановление звуков)
  • глобальное сопряженное чтение
  • складывание слов из разрезной азбуки
  • зрительный диктант и чтение вслух
  • дифференциация слов, контрастных по длине и ритмическому рисунку (раскладывание подписей к картинкам; списывание, проговаривание слов)
  • дифференциация слов с близкой слоговой структурой (рыба – ноги)
  • дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с разными начальными звуками (рак-мак)
  • дифференциация фонем, сходных по звучанию (дом-том)
  • закрепление акустических признаков фонем.